Услуги по 1С
Согласно исследованию J’son & Partners Consulting, к 2027 году доля рынка российского лицензионного офисного ПО может вырасти с текущего уровня в 12% до 82%. Оставшиеся 18% будут занимать свободные офисные продукты (10%) и лицензионное иностранное ПО (8%).
«Сложившаяся в 2022 году ситуация является уникальной для зрелого рынка, каким является рынок офисного ПО в России. На конец 2021 года насыщение было достаточно высоким и дальнейший рост предполагался плавным. Однако наблюдаемые макроэкономические факторы, динамика спроса в 2022 году, требования госрегулирования, развитие игроков рынка ведут к кардинальному изменению структуры рынка в течение ближайших 3–5 лет, в том числе к резкому увеличению доли российского офисного ПО», — говорится в исследовании.
В J’son & Partners Consulting заявляют, что потенциальная емкость рынка может достигать 327,3 млрд рублей. Она включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также тех, кто пользуется свободным ПО, условно бесплатными сервисами, необновляемым, устаревшим или нелицензионным ПО. Но для того, чтобы цифры были действительно такими, нужно продолжать господдержку разработчиков, предоставлять им необходимые льготы, а сами производители ПО должны продолжать его развивать на уровне иностранных аналогов.
Представители разработчиков рассказали, что также видят большой интерес к своим платным продуктам не только у корпоративных заказчиков, но и у домашних пользователей, которые не хотят использовать открытые офисные пакеты из-за проблем с их совместимостью и непонятной поддержкой.
В России уже возникли проблемы с приобретением лицензий на продукты Microsoft Office: как на версии без подписки, так и на облачные сервисы Microsoft 365. Например, в рознице ещё остались коробочные версии Microsoft Office для дома и бизнеса 2021, но их стоимость — около 24 тыс. рублей, что намного выше официальной цены в $250.
Поэтому в 2022—2023 годах прогнозируется достаточно резкое увеличение темпов роста российского рынка ПО. Если говорить об объемах рынка офисного ПО на данный момент, то за 2021 год он вырос на 3,7 млрд рублей и достиг 42,5 млрд рублей. Большая доля рынка (28,8 млрд рублей) пришлась на коммерческий сектор. На втором месте — государственный сектор (10,9 млрд рублей), на третьем — физические лица (2,8 млрд рублей).
Представители российских разработчиков уверены, что смогут заменить офисное ПО от Microsoft на должном уровне и сделать так, чтобы российские пользователи массово выбирали их решения.
В начале марта Microsoft приостановила продажу товаров, ПО, сервисов и предоставление любых новых услуг в России.
8 июня Microsoft сообщила, что компания сокращает операционную деятельность в России.
23 июня Microsoft объявила о постепенном сокращении своего бизнеса в России.
4 июля представитель Минпромторга пояснил, что уход компании Microsoft из РФ не окажет существенного влияния на рынок с точки зрения использования «пиратского» софта, а вот для разработчиков и производителей российского программного обеспечения это — позитивная ситуация.