ОАО "Калининградский морской торговый порт" (КМТП) - крупнейшее предприятие портового комплекса региона и по объему выполняемых работ, и по техническому обеспечению и комплексу услуг грузовладельцам. Калининградский морской торговый порт, являясь универсальным, перегружает любые виды грузов. Он включает 20 причалов общей длиной более 3 километров, 18 из них являются грузовыми.
Быстрая динамика роста грузооборота, привлечение дополнительных грузопотоков и выход на лидирующие позиции на региональном рынке стивидорных услуг поставили руководство порта перед острой необходимостью автоматизации практически всех производственных бизнес-процессов. Предприятие нуждалось в комплексной информационной системе, отвечающей требованиям универсального порта. Такая информационная система была создана на основе двух модулей специализированной логистической системы CargoPrime и флагманского продукта фирмы "1С" - "1С:Управление производственным предприятием 8". Проект включал в себя несколько стадий:
- В период с августа 2006 года по январь 2007 года выполнено внедрение системы "CargoPrime: Управление контейнерным терминалом"
- В апреле 2007 года - мае 2008 года пройдена стадия внедрения "Cargoprime: Управление грузовым терминалом"
- В период с мая 2007 года по февраль 2009 года в "КМТП" было выполнено внедрение "1С:Управление производственным предприятием"
Первоочередной задачей стала автоматизация управления контейнерным и грузовым терминалами. В 2006 году после тщательного анализа рынка систем автоматизации контейнерных терминалов руководство "КМТП" выбрало разработку петербургской компании "Диалог ИТ" - систему СargoPrime, построенную на платформе "1С:Предприятие 8".
Реализован механизм обмена с корпоративной информационной системой "КМТП", построенной на базе "1С:Управление производственным предприятием 8". Одним из дополнительных преимуществ новой системы является электронный обмен информацией с клиентами, что значительно экономит время на сбор данных и сводит к минимуму возможность их потери.
Реализация проекта по комплексной автоматизации "КМТП" продолжилась в апреле 2007 года: уже оценив возможности CargoPrime, руководство предприятия посчитало наиболее подходящим решением для грузового терминала порта модуль "Cargoprime: Управление грузовым терминалом", и приняло решение о дальнейшем расширении и развитии системы. Таким образом, к марту 2008 года были автоматизированы основные подразделения, отвечающие за учет грузов: транспортно-экспедиторская контора, железнодорожная группа и столы учета при грузовых терминалах.
После завершения второй стадии оперативный учет грузов ведется на новом уровне: в любой момент доступны данные о том, сколько и на каком складе находится грузов, когда они пришли, какие бригады с ними работают. Это, в свою очередь, дало возможность построить основу для системы сменно-суточного планирования и нормирования труда. Система CargoPrime позволила повысить производительность труда операторов и диспетчеров: если раньше сотрудник выполнял одну операцию за единицу времени, то теперь - две-четыре.
Кроме того, специалисты Диалог ИТ" разработали универсальную методику для автоматизации расчета услуг по перевалке грузов в системе и усиления контроля за исполнением договорных обязательств: теперь расчеты оказанных услуг производятся по факту совершения внутрипортовой операции, а не по факту ухода груза с терминала. Интеграция с системой, предоставляющей информацию о прибывающих на железнодорожном транспорте грузах, позволила значительно уменьшить объем "ручного" ввода информации и стала особенно актуальной для планирования всех видов работ, связанных с перевалкой груза по железной дороге.
Весь учет грузов и контейнеров ведется в единой информационной системе, что существенно ускоряет получение обобщенной информации по переработанным грузам и контейнерам в режиме онлайн. Комплексность CargoPrime в части учета контейнеров и грузов позволяет прослеживать процессы затарки и растарки контейнеров с переносом всей информации о грузах, что сокращает трудозатраты на ввод информации и исключает риск ее потери или искажения.
Гибкость системы позволяет руководству порта получать отчеты в необходимой форме по любому направлению деятельности порта. Диспетчерский комплекс, добавленный к системе CargoPrime, отслеживает движение всех судов и информацию об обработке, а обобщенные данные в готовом виде получает руководитель предприятия.
Фактически одновременно с внедрением CargoPrime в мае 2007 года стартовала третья стадия проекта: автоматизация бухгалтерского и налогового учета на основе "1С:Управление производственным предприятием 8". Ранее использовавшаяся система не поддерживала ведение налогового учета, а ее производительность не позволяла обеспечивать растущие потребности порта. Поэтому первоочередными задачами проекта были автоматизация налогового учета и перевод бухгалтерского учета в новую высокопроизводительную систему. С февраля 2008 года предприятие начало работать в новой информационной системе. Помимо этого, при внедрении была учтена потребность в подключении к бухгалтерской информационной базе других подразделений компании (складской комплекс, финансовый отдел и другие).
Внедрение подсистемы бухгалтерского учета на базе "1С:Управление производственным предприятием 8" подготовило основу для автоматизации других контуров учета в "КМТП". Следующим шагом на пути к созданию единого информационного пространства в компании стала автоматизация кадрового учета и расчета заработной платы. Этот этап продолжался с сентября 2008 года по февраль 2009 года. Его главным итогом стала оптимизация работы отделов кадров и расчета зарплаты: в системе ведется учет рабочего времени всех категорий сотрудников, данные о начислениях автоматически переносятся в информационную базу из системы CargoPrime, что сокращает временные затраты расчетчиков.
Кроме того, на предприятии установлены два терминала по выдаче расчетных листков сотрудникам, что освобождает расчетный отдел от аналогичной работы. Данные о начислениях и удержаниях выгружаются на терминалы из "1С:Управление производственным предприятием 8". Доступ сотрудника к данным осуществляется с помощью специальных магнитных карт.