Все продукты и услуги
Решения
Проекты
Программные продукты
Сопровождение
Отрасли
Основной сайт

Создание автоматизированной системы управления для терминально-логистического центра "Предпортовый"

23 Марта 2007

Компания "Диалог ИТ" завершила создание автоматизированной системы управления терминальным комплексом для ТЛЦ "Предпортовый", (группа "Евросиб").

Компания "Диалог Информационные Технологии" и IT-департамент группы "Евросиб" заявляют о завершении проекта создания автоматизированной системы управления терминальным комплексом (АСУТК) для нового терминально-логистического центра "Предпортовый" (ТЛЦ), открытого группой компаний "Евросиб" в Санкт-Петербурге в январе 2006 года.

В середине 2005 года специалисты компании "Евросиб" активно занимались выбором платформы и поставщика решений будущей информационной системы для строящегося ТЛЦ. Среди рассматриваемых систем оказалась разработка санкт-петербургской компании "Диалог ИТ" для автоматизации контейнерных терминалов "Диалог ИТ: Управление контейнерным терминалом, версия 2.0" ("Диалог.КТ"), построенная на платформе "1С: Предприятие 8.0". Выбор системы "Диалог.КТ" был обусловлен в первую очередь уникальным соотношением цена/функциональность на рынке систем управления контейнерными терминалами, а также отсутствием среди доступных систем той, которая в достаточной степени удовлетворяла бы предполагаемые потребности строящегося ТЛЦ.

В компании "Евросиб" посчитали, что имеющиеся функциональные возможности системы "Диалог.КТ" и современная среда разработки "1С: Предприятие 8.0" позволят в сжатые сроки обеспечить необходимые функции АСУТК, а в дальнейшем оперативно вносить изменения и производить доработки системы в процессе ее эксплуатации. После всестороннего анализа возможностей системы "Диалог.КТ", уже внедренной у отдельных контейнерных операторов, совместными усилиями специалистов компаний "Диалог ИТ" и "Евросиб" было проведено исследование вариантов создания будущей системы.

По условиям контракта подрядчику пришлось в крайне сжатые сроки (~5 месяцев) предоставить компании "Евросиб" работоспособную систему для автоматизации основных производственных процессов ТЛЦ. Фактически, разработка базовой версии АСУТК велась параллельно со строительством терминала "Предпортовый". Запуск системы был выполнен одновременно с началом работы ТЛЦ. Кроме ограничения по времени, сложность разработки заключалась в том, что на момент начала проекта в компании не было отработанной технологии функционирования подобных терминальных комплексов, поскольку ТЛЦ "Предпортовый" – первый комплекс такого типа в компании "Евросиб". Поэтому многие требования к системе невозможно было четко сформулировать заранее. При разработке необходимо было обеспечить достаточную гибкость системы для возможности оперативного изменения бизнес-логики в соответствии с формирующимися производственным процессами на уже работающем ТЛЦ. Большое количество доработок было произведено на последующих стадиях развития системы, параллельно с промышленной эксплуатацией.

Особенность ТЛЦ "Предпортовый" в том, что помимо контейнерной площадки на терминале размещен крытый склад, тесно связанный с контейнерной частью терминала посредством операций перетарки. Для автоматизации управления всеми производственными процессами на складе, в системе был разработан дополнительный модуль, который позволяет обрабатывать приемку грузов, размещение по ячейкам, подбор и отгрузку грузов, проводить операции перетарки грузов в контейнеры, а также позволяет получать необходимую оперативную и управленческую отчетность по ТЛЦ. Для эффективного управления оперативной деятельностью ТЛЦ была разработана подсистема планирования. Она обладает возможностями регистрации предварительных заявок от клиентов и посменного планирования выполнения работ на терминале по данным заявкам с последующим план-фактным анализом.

Одной из важнейших задач, решенных в процессе автоматизации терминала, была необходимость произведения тесной интеграция АСУТК с существующей корпоративной информационной системой компании "Евросиб".

Программистами-разработчиками компании "Евросиб" разработан особый программный модуль на базе COM и XML-технологий (COM-объект), являющийся посредником между АСУТК и КИС. По каждому документу, отражающему в АСУТК определенную грузовую операцию на терминале (например, приемка грузов), в режиме автоматической пакетной передачи формируется XML-сообщение по определенному формату. Данное сообщение посредством COM-объекта передается в КИС, а соответствующий в АСУТК документ помечается признаком передачи. Далее пользователи в КИС с полученными сообщениями могут производить различные операции, например, включать их в Счета-фактуры. После подобной операции соответствующие документы в АСУТК должны быть недоступны для изменения пользователями. Данный контроль выполняется в АСУТК в online-режиме через COM-объект. Таким образом, реализована четкая обратная связь между двумя системами с возможностью объектных блокировок. Также одним из важных преимуществ подобной схемы интеграции можно считать высокую степень конфиденциальности и безопасности данных КИС. Так как все запросы из АСУТК на изменение данных КИС производятся через промежуточный интеграционный COM-объект, то прямое вмешательство в базу данных КИС исключено. В итоге такая схема позволила осуществлять Online-связь систем, обеспечив при этом максимальную конфиденциальность и безопасность данных в КИС.

Реализация проекта осуществлялась с августа 2005г. по январь 2007г. путем поэтапного внедрения и развития различных подсистем. Можно выделить следующие этапы проекта:

  • Август 2005г. – разработка устава проекта и составление поэтапной концепции будущей системы. Формирование полных функциональных требований и выделение модулей системы;
  • Сентябрь 2005г. – совместная разработка всех бизнес процессов работы терминала, проектирование модели автоматизированного ведения учета. Составление технического задания на разработку основных подсистем;
  • Октябрь – ноябрь 2005г. – программная разработка основных подсистем;
  • Декабрь 2005г. – тестирование и доработки базовых функций и подготовка к запуску системы 1 января 2006г. одновременно с началом работы ТЛЦ;
  • Январь – март 2006г. – промышленная эксплуатация. Корректировка существующих и разработка новых функций в соответствии с требованиями изменяющихся рабочих бизнес-процессов ТЛЦ;
  • Апрель 2006г. – формирование технического задания на разработку интеграционного модуля с корпоративной информационной системой компании "Евросиб". Описание протоколов и форматов обмена данными;
  • Май 2006г. – программная разработка процедур взаимодействия между двумя системами;
  • Июнь – июль 2006г. – тестирование и запуск интеграционных процедур в промышленную эксплуатацию;
  • Сентябрь 2006г – формирование технического задания на разработку подсистемы планирования;
  • Октябрь 2006г. – январь 2007г. – разработка, тестирование, запуск, опытная и промышленная эксплуатация подсистемы планирования.

На протяжении всех этапов постоянно велось сопровождение и доработки по развитию функциональных возможностей системы.

Успешное внедрение системы стало возможным благодаря тесному взаимодействию и взаимопониманию рабочих групп компаний "Евросиб" и "Диалог ИТ". Кроме того, опыт в области внедрения автоматизированных систем управления терминальными комплексами, накопленный до начала проекта всеми специалистами, сыграл решающую роль при соблюдении сроков запуска системы.

На сегодняшний день система обладает следующими функциональными возможностями:

  1. Ведение клиентской и договорной базы.
  2. Хранение нормативно-справочных классификаторов: ТНВЭД, пункты назначения (города, железнодорожные станции), контейнерные линии, ИСО-коды, номенклатура, виды упаковка, типы подвижного состава и др.
  3. Ведение дополнительных оперативных справочников (тальманы, бригады, погрузочной техника, виды досмотровых операций и др.)
  4. Управление складскими операциями:
      • Приемка контейнеров и грузов. Регистрация данных по товаросопроводительным документам и сведений по фактически принятым грузам и контейнерам.
      • Автоматическое формирование пакета необходимых документов приема.
      • Размещение принятого груза по ячейкам (стеллажам, напольным зонам) склада и терминальной площадки.
      • Формирование разнарядок (заявок) на отгрузку грузов и контейнеров с подбором по необходимым параметрам (наименование груза, упаковка, номер и дата приемного акта, префикс и номер контейнера, контейнерная линия, размер и тип контейнера, габариты груза, маркировка, спецификация, номер ячейки на складе и т.д.).
      • Отгрузка грузов и контейнеров. Регистрация факта отгрузки по разнарядкам.
      • Автоматическое формирование приемных актов, приемо-сдаточных документов, актов затарки и растарки, прочих необходимых складских документов.
      • Внутрискладские и межскладские перемещения грузов, операции переупаковки, подработки грузов.
      • Операции затарки/растарки в/из контейнера.
      • Досмотровые операции и взвешивание грузов и контейнеров.
  5. Управление автомобильным и железнодорожным транспортом на территории терминала:
      • Регистрация всех проходящих через терминал автомашин и ЖД-вагонов
      • Регистрация дополнительных операций по ЖД-вагонам: подача, погрузка, выгрузка, уборка и т.д.
      • Печать пропусков, формирование ЖД-уведомлений и отчетности по операциям с ЖД-вагонами.
  6. Подсистема планирования:
      • Регистрация в системе различного рода заявок (наряд-заказов) от клиентов на проведение операций с грузом.
      • Отслеживание выполнения работ терминалом по данным заказам.
      • Ручное или автоматическое закрытие заказов по объему фактически выполненных работ.
      • Посменное планирование выполнения работ на терминале по заявкам с возможностью последующего план-фактного анализа.
  7. Обмен с корпоративной информационной системой на основе механизма COM-объектов с использованием сообщений в XML-формате:
      • Синхронизация основных нормативно-справочных классификаторов.
      • Автоматическая пакетная передача сообщений о каждой операции, выполненной на складе.
      • Online-связь между системами. Отслеживание изменения данных вплоть до каждого реквизита табличной части документа.
  8. Основная отчетность:
      • Формирование различных ведомостей по наличию и движениям грузов и контейнеров на складах.
      • Фильтрация и группировка данных в отчетах в разрезе клиентов, складов, ячеек, упаковок, контейнеров, разнарядок и т.д.
      • Ведомости по операциям перетарок грузов в контейнеры.
      • Контрольный отчет выполнения квот по объемам хранения контейнеров определенных контейнерных линий.
      • Контрольный отчет выдачи и возврата на терминал порожних контейнеров.
      • Подробный отчет по движению грузовой партии на терминале.
      •  План терминальной контейнерной площадки в развороте на плоскости с возможностью изменения пользователем номера позиции контейнера напрямую из сформированного отчета.
      •  Анализ выполнения заявок на различные виды операций на терминале.
      •  Просмотр всех проходящих через терминал контейнеров в табличном виде с возможностью фильтрации.
      • Печать и экспорт (в MS Excel и HTML) любых табличных данных.
  9. Дополнительные возможности:
      • В системе настроено четкое разграничение функций и зон ответственности между сотрудниками с соблюдением контроля прав на выполнение той или иной операции.
      • По наиболее критичным действиям пользователей ведется подробный журнал регистрации событий.

Результат внедрения
В настоящее время с помощью системы "Диалог.КТ" автоматизировано 30 рабочих мест ТЛЦ "Предпортовый". В среднем в системе одновременно работают 20 сотрудников, ежедневно в базе регистрируется порядка 80 документов.