В июне 2019 года ГК «Диалог Информационные технологии» и Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» заключили договор на оказание услуг по развитию имеющихся автоматизированных систем 1С.
Заказчик поставил основную цель - выявление и устранение причин появления проблематики при работе и обслуживании автоматизированных информационных систем на платформе «1С:Предприятие 8», оказание консультационных услуг в соответствии с технологией корпоративного сопровождения (ТКС), рекомендуемой Фирмой «1С» для крупных учреждений.
Цели проекта:
-
Проведение работ по восстановлению документации к информационным базам и обменам
-
Проведение рефакторинга доработок
-
Сокращение сроков, затрачиваемых на обновление конфигураций
-
Сокращение объема консультационных услуг
Задачи проекта:
-
Восстановление документации и описание доработок изменений конфигураций
-
Регулярные обновления конфигураций до актуальных релизов
-
Выработка рекомендаций по обслуживанию информационных систем по результатам накопленной статистики за 4 месяца
-
Приведение конфигурации 1С:ЗКГУ к типовым номерам релизов, и типовому функционалу
-
Оказание консультационных услуг пользователям консультантами, уровня «Ведущий» и «Эксперт».
До старта работ у Заказчика наблюдались следующие проблемы:
1. Отсутствие документации и описаний изменений, схем интеграции, архитектуры на ПП:
- «1С:Бухгалтерия Государственного учреждения 8, ред. 2» объединенной с конфигурацией «Закупки. Дополнение к 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». (Далее единая конфигурация «БГУ+Закупки»)
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения ред. 3» – рабочая база для ведения кадрового учета и расчета заработной платы персонала «Горный Университет» Нумерация релиза не совпадает с нумерацией релизов «1С», классифицируется как продукт индивидуальной разработки. (Далее - «ЗКГУ»)
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения ред. 3» – рабочая база для ведения учета и расчета стипендиальной части студентов «Горный Университет». Нумерация релиза не совпадает с нумерацией релизов «1С», классифицируется как продукт индивидуальной разработки. Не идентична с базой «ЗКГУ» (Далее «ЗКГУ-Студенты»)
Общий объем – 850 ч, из них:
-
«ЗКГУ» – 510ч
-
«БГУ+Закупки» – 262ч
-
«Синхронизации» – 55ч
-
По общей архитектуре и организации среды сопровождения – 23ч
Вопросы от пользователей не повторяющиеся, связаны отсутствием описаний и документаций конфигураций и доработок к ним. Для разбора каждого вопроса невозможно применить инструкции к типовым продуктам «ЗКГУ» или «БГУ» с целью сокращения времени консультации, для каждого вопроса консультанту-аналитику приходится разбирать алгоритм работы функционала, по которому у пользователя возникает вопрос. В ряде случаев требуется привлечение программистов.
3. Необходимость сокращать сроки, затрачиваемые на обновление объединенной конфигурации «БГУ+Закупки». Причины:
- Архитектурная взаимозависимость блоков БГУ и Закупки. Отсюда необходимость обновлять объединенную конфигурацию «БГУ+Закупки» целиком, а не отдельно по блокам с последующей корректировкой обменов.
- Отсутствие прогнозных данных по необходимости обновлений блока Закупок как следствие, невозможность планировать обновления «БГУ+Закупки»
- Срок сборки обновления объединенной конфигурации «БГУ+Закупки» полноценным тестированием в текущей архитектуре информационной системы – 3-4 недели при соблюдении полного цикла тестирования. Соответственно максимальное количество циклов обновления в квартал – 3 шт. Увеличение количества обновлений без изменения порядка работ, архитектуры, схем тестирования, возможно только за счет снижения сроков тестирования релизов, и появлением последующих ошибок.
- Среднее количество необходимых обновлений в 1 и 4 кварталах года для блока Закупки – 4 шт. критичны, для БГУ – 9 всего, 6 критичных.
4. Невозможность обновления «ЗКГУ» без проведения предварительного аудита информационной базы и рефакторинга доработанного функционала. Причины: при первичном знакомстве с конфигурацией «ЗКГУ» было выявлено, что большая часть доработок выполнена по технологии «расширение», при этом в едином расширении собрано 90% часть всех вносимых изменений. Такая архитектура не позволяет произвести обновление конфигурации с релизом, не совпадающим с релизом «1С», т.к. при переходе на актуальный релиз, требуется сначала отключать расширение, и повторно его подключать после выполнения работ по обновлению конфигурации. Вероятность неработоспособности нового релиза и разработанного ранее расширения составляет 93%. А это значит, потребуется повторно разрабатывать весь функционал, заложенный в расширение.
Цель проведения аудита – определение структуры информационной базы, наличие и технология выполнения доработок, механизмы доработок, предназначение доработок. Выявление дублирующего функционала в доработках и в типовых конфигурациях.
Специалистами Диалог ИТ произведен технический анализ доработок. Создан реестр изменений, передан Заказчику.
5. Невозможность обновления «ЗКГУ-Студенты». Проблематика аналогична п.4. Кроме того конфигурации «ЗКГУ» и «ЗКГУ-Студенты» между собой не идентичны.
В ходе внедрения были выполнены следующие этапы работ:
1. Проведение работ по восстановлению документации к информационным базам и обменам. Технический аудит баз данных.
2. Проведение серии встреч с пользователями для обсуждения имеющихся доработок, выявления и исключения дублирующегося функционала доработок.
- Рефакторинг системы 1С: ЗКГУ:
-
Актуализация расширений
-
Перенос доработок в расширения
-
Переход на типовые решения,
-
Затирание не используемых доработок
-
Проверка обработок, печатных форм, отчетов
4. Проведение работ по подготовки сценариев автоматизированного тестирования обновлений
5. Проведение 2-х циклов обновлений до актуальных релизов 1С: ЗКГУ
- Опытно-промышленная эксплуатация 1С: ЗКГУ, приведенной к типовому номеру релиза.